Обслуживание кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения
ПРОВЕРКА КРЕПЛЕНИЯ ОПОР ДВИГАТЕЛЯ, РЕГУЛИРОВКА ЗАДНИХ ЕГО ОПОР
ПУСК, ПРОГРЕВ И ПРОСЛУШИВАНИЕ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ
Пуск двигателя при температуре окружающей среды от 0°С и до -10 °С:
-проверьте наличие топлива в баках, масла и охлаждающей жидкости в двигателе;
-включите аккумуляторную батарею;
-закройте шторку радиатора;
установите в нейтральное положение рычаг переключения передач;
-включите приборы, повернув ключ замка выключателя в первое фиксированное положение;
-установите рукоятку останова двигателя в рабочее положение (переместите ее до упора в панель);
-нажмите до упора на педаль управления подачей топлива;
-не отпуская ее, включите стартер, повернув ключ замка выключателя во второе нефиксированное положение;
-продолжительность работы стартера не должна превышать 15 с. Если двигатель не пускается, то повторный пуск стартером можно осуществить после минутного перерыва. После двух-трех безуспешных попыток пустить двигатель найти и устранить неисправность, после чего пуск повторить;
-после начала работы двигателя отпустить ключ выключателя стартера и педаль управления подачей топлива;
-рукояткой ручного привода подачи топлива установите минимальную частоту вращения коленчатого вала.
Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80°С, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала от минимальной до средней.
Прослушайте работу двигателя, для чего используйте стетоскоп (рис. 3).
Некоторые характерные стуки и соответствующие участки их прослушивания:
-металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов (рис. 2, зона 1);
-стуки в верхней части цилиндров, возрастающие при снижении частоты вращения коленчатого вала двигателя и уменьшающиеся при увеличении частоты, могут быть вызваны задирами на поверхности гильз цилиндров и поршней (зона 2);
-стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов или износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель, при резком изменении подачи топлива (зона 3);
-если в двигателе при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов (зона 1) прослушивается металлический стук высокого тона и частоты на фоне общего глухого шума, то стучат клапана в результате увеличения разора между носками коромысел и стержнями клапанов;
-иногда во время пуска, особенно в первое время после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды, который может уменьшаться или исчезать по мере прогрева двигателя. Он свидетельствует о том, что изношены поршни и зазоры между поршнями и гильзами цилиндров увеличены (зона 3).
ПРОВЕРКА КОМПРЕССИИ
Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости не менее 80°С. Заглушите его.
Снимите форсунку 1-го цилиндра, вместо нее установите компрессометр (рис. 4) и закрепите его скобой.
Наденьте на топливопровод, идущий к снятой форсунке, шланг и опустите его конец в сосуд для сбора топлива.
Пустите двигатель и установите частоту вращения холостого хода 500…600 об/мин, замерьте давление с помощью манометра компрессометра. У исправного двигателя оно должно быть не ниже 30 кгс/см2. Аналогично проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Разность давлений в них не должна превышать 2 кгс/см2.