Пневмогидропривод: техобслуживание
В специальном регулировании и техобслуживании приборы пневматических тормозов не нуждаются. В случае поломки разбирать узлы должны квалифицированные специалисты в спецмастерских.
Пневмосистему на герметичность проверяют по снижению давления в системе в то время, когда тормозная педаль нажата и отпущена. Давление в системе при этом должно не опускаться ниже 600 кПа. После остановки мотора при отпущенной тормозной педали обе стрелки манометра не должны заметно перемещаться. То же самое следует выполнить при полном надавливании на тормозную педаль и ее удерживании в таком положении на протяжении 15-20 с.
Исправную работу стоп-сигнала контролируют надавливанием на педаль тормоза при наличии в пневмосистеме воздушного давления.
Чтобы проверить работу сигнализатора неисправности тормозов, нужно поступать так:
- проконтролировать работу лампы контрольной;
- гайки фиксации выключателя ВК-503 с проводом ослабить;
- из пневмоусилителя выкрутить выключатель и затянуть гайки фиксации провода;
- приборы включить, корпус выключателя замкнуть на «массу» машины, до упора надавить на кнопку;
- на приборной панели должна загореться лампа контрольная 5, это говорит об исправной работе сигнализатора;
- со вторым выключателем повторить то же самое.
Замените выключатель в случае его неисправности. Если необходимо, выясните, насколько исправно работает электроцепь.
Степень работоспособности тормозных аппаратов проверяйте так:
- Проконтролируйте на выходе из обеих секций крана тормозного давление и функциональность клапана защитного двойного. Чтобы это сделать, необходимо к магистрали от крана тормозного к пневмоусилителю подключить манометры контрольные. При воздушном давлении в пневмосистеме 650-800 кПа следует до конца нажать педаль тормоза. На манометрах контрольных давление воздуха должно быть таким же, как давление в системе (если сверять по манометру двухстрелочному). Далее необходимо давление в системе довести до 800 кПа, сработает регулятор мотора, мотор заглушить, из баллона контура тормозов моста переднего стравить воздух. Во время надавливания на педаль воздушное давление на одном из контрольных манометров должно быть таким же, как и давление в системе, на другом манометре – ноль. Далее, несколько раз нажимая на тормозную педаль, нужно давление сбросить по манометру до 500 кПа и завести мотор. Когда давление достигнет 560-600 кПа, воздушное давление в баллоне контура тормозов моста переднего должно расти. Аналогичную процедуру нужно выполнить с контуром тормозов мостов среднего и заднего. Если манометр контрольный при нажатии на педаль тормоза не показывает давление, одинаковое с давлением в баллоне этого контура, то следует проконтролировать и наладить свободный и полный ход тормозной педали.
- Проконтролируйте работу клапана защитного одинарного. К баллону (рис.1) подключите манометр контрольный, выпустив предварительно из всех трех баллонов воздух. Далее баллоны заполните сжатым воздухом, сверяя показания на приборной панели манометров двухстрелочного и контрольного. Воздух сжатый должен идти в баллон 9 после того, как воздушное давление в других баллонах (6 и 8) дойдет до величины 550 кПа.
- На головке соединительной проверьте давление. Для этого манометр контрольный подсоедините к соединительной головке с помощью шланга и головки типа Б. Тормозную систему наполнить сжатым воздухом до достижения давления отключения компрессора, открыть кран разобщительный. Воздушное давление на манометре контрольном должно быть в пределах 480-530 кПа. Далее надвить на тормозную педаль или активировать тормоз стояночный. Манометр контрольный при этом должен быть на нуле.
Чтобы пневмопривод работал нормально, нужно сливать из воздушных баллонов конденсат. Подобную процедуру нужно проводить, когда в пневмосистеме есть воздух.
Ни в коем случае не допускается замерзание конденсата при низких температурах: его необходимо сливать сразу после рейса.
Нельзя подогревать открытым огнем (паяльной лампой, факелом) агрегаты.
Систему гидравлического привода наполнить жидкостью и тормоза прокачивать при присутствии воздушного давления в пневмосистеме машины. Прежде чем заполнять систему, нужно очистить грязь с бачков и главных тормозных цилиндров. Далее, сняв трубку герметизации и открутив пробку отверстия наливного, залить жидкость тормозную в бачки и удалить из гидравлической системы воздух.
Последовательность действий при прокачке тормозных цилиндров главных и цилиндров колесных рабочих тормозов:
- резиновый колпачок снять с клапана перепускного главного цилиндра, на клапан надеть трубку, которая имеется в комплекте инструмента; конец трубки открытый поместить в жидкость тормозную, которая налита в стеклянную емкость объемом не меньше 0,2 литра. Наливать жидкости в сосуд следует до половины его высоты;
- отвернуть немного клапан перепускной, после чего нажимать на тормозную педаль несколько раз (быстро нажимать, медленно отпускать). Повторять давить, пока воздушные пузырьки не прекратят выделяться из трубки, помещенной в сосуд с жидкостью тормозной. Жидкость доливать в бачки при прокачке, чтобы воздух не проникал в систему;
- надавив на педаль, клапан перепускной цилиндра плотно завернуть, трубку снять, колпачок надеть;
- цилиндры колесные тормозные прокачиваются в таком порядке: левые – средний, задний; правые – задний, средний; передние – правый, левый;
- после завершения прокачки цилиндров нужно добавить жидкость в бачки и плотно закрыть пробку отверстия наливного.
Во время смены жидкости тормозной разобрать цилиндры, поверхности рабочие деталей промыть. Во время сборки цилиндров колесных поршень смазать, также смазать поверхность внутреннюю цилиндра.
Важно знать, что при присутствии воздуха в гидравлике системы тормозной или при чрезмерных зазорах между тормозными барабанами и колодками можно затормозить машину многократным надавливанием на педаль каждые 2-3 с.