Машины «Урал» на дизельной тяге оснащаются третьей комплектацией моторов «КамАЗ-740».
Поломки мотора в использовании выяснятся, когда:
Снижение мощности силовой установки отражается на динамических свойствах машины: слабый разгон, прохождение подъемов на пониженной передаче, уменьшенная предельная скорость. Снижение моторной силы также может характеризоваться падением величины компрессии в цилиндрах (одном или нескольких). Падение величины компрессии в цилиндрах мотора говорит об истирании поршневых колец и о негерметичных местах в клапанах.
Компрессию измеряют, используя устройство – компрессометр, на прогретом моторе при температуре жидкости охлаждающей не меньше 80 °С, а также при наименьшем (600 об/мин) холостом ходу. Чтобы выяснить величину давления сжатия, вместо форсунки необходимо установить в цилиндр компрессометр, крепления форсунки зажать скобой. На штуцер насоса надеть шланг, его конец опустить в сосуд для сбора горючего, которое пойдет из насосной секции при контроле компрессии. Далее запустить мотор и записать давление, которое показывает манометр устройства при наименьших оборотах коленвала мотора. Компрессию замерить подобным образом в остальных цилиндрах. Если мотор исправен, то компрессия не должна опускаться ниже 30 кгс/см2, а давление в цилиндрах не должно отличаться более чем на 2 кгс/см2.
Затраты горючего контрольные, которые значатся в технической характеристике транспортного средства, выясняются замером расхода горючего при движении груженой машины со скоростью сорок километров в час (передача автомобиля при этом должна быть высшей) в противоположных направлениях ровного участка шоссе, горизонтального, асфальтированного, протяженностью один километр. Если состояние других агрегатов машины не вызывает нареканий, то большой контрольный расход горючего является результатом плохого технического состояния силового агрегата.
Чрезмерный расход масла при отсутствии утечки говорит об истирании цилиндропоршневой группы, пригаре колец, закоксовании в канавках под маслосъемные кольца отверстий.
Уменьшенное давление масла (при верной работе смазывающей системы) является результатом сильного истирания подшипников колен- и распредвалов. Основаниями неожиданного и стремительного снижения давления масла в главной линии могут быть заедание и засорение клапана масляного насоса, смазывающей системы, а также экстренное изнашивание, разрушение вкладышей подшипников. Аварийный износ и заедание клапана вкладышей могут быть вызваны использованием в моторе грязного масла.
Чтобы обнаружить масло и выяснить характер стуков и шумности, нужно применять стетоскоп.
Место и причину неисправности можно определить по тону стука, по месту наибольшей слышимости.
Довольно сильные стуки металлического тона, умножающиеся при росте оборотов коленвала, свойственны для ударов поршня о клапан в случае неисправности пружины или заедании клапана.
Слышимые в верхней части блока цилиндров стуки, угасающие с ростом частоты вращения коленвала и увеличивающиеся при ее снижении, могут вызываться задирами рабочей поверхности поршней или гильз.
При росте зазоров в сочленениях поршня с пальцем или верхней головки шатуна с поршневым пальцем, а также в шатунных и коренных подшипниках могут выявиться стуки, которые легко прослушиваются под нагрузкой, при внезапном изменении подачи горючего.
При чрезмерном зазоре между гильзой цилиндра и поршнем слышен глухой стук после старта «на холодную», стихающий или полностью исчезающий после прогрева мотора.
Звук высокого тона в месте размещения клапанов обычно говорит о чрезмерных зазорах между торцом стержня клапана и носком коромысла.